Проблемные вопросы подготовки, рассмотрения и согласования проектной документации на разработку месторождений ТПИ и возможные пути их решения
27-28
ноября 2024 г, Москва
Приглашаем руководителей и специалистов горнодобывающих компаний, проектных и консалтинговых организации, отраслевых и академических институтов, вузов принять участие в семинаре.
Подробнее...
5.04.11

Итоги семинара «Экологическая экспертиза, ОВОС проектов в недропользовании»

Итоги семинара 
«Экологическая экспертиза, ОВОС проектов в недропользовании»
 
 
28 февраля – 1 марта 2011 г. МИЭПП Академии МНЭПУ совместно с ФГУП «ВИМС» и ЦКР-ТПИ Роснедр, под патронажем Росприроднадзора и Роснедр провели семинар «Экологическая экспертиза, ОВОС проектов в недропользовании», в котором приняли участие 30 слушателей из 27 организаций, в том числе территориальные органы Росприроднадзора, недропользователи и проектировщики.
 
Актуальность проведения семинара обусловлена изменениями в законодательстве в части экологической экспертизы и отношений природопользования, в частности, недропользования, намеченными в Перечне поручений Президента РФ от 06.06.2010 г. № Пр-1640. Эти изменения, происходящие на фоне перераспределения соответствующих полномочий (согласно Постановлению Правительства РФ от 13.09.2010 г. № 717) между федеральными и региональными органами власти при отсутствии окончательно сформированного пакета нормативно-правовых документов и организационно-методических материалов в этих областях, вызывают массу вопросов у участников данных отношений – прежде всего у заказчиков и разработчиков проектной документации различных объектов в сфере недропользования, у специалистов и других работников организаций системы Роснедр, экспертов государственной экологической экспертизы, а также государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, у специалистов территориальных органов соответствующих служб и агентств, работников организаций, занимающихся разработкой программ природоохранных мероприятий и материалов ОВОС для проектов в области недропользования. Семинар в значительной степени помог систематизировать основные изменения (требования, регламент, процедуры, правоприменительная практика) в области экологической экспертизы в рамках реализации проводимых реформ в природопользовании (недропользовании), выработать практические рекомендации по эффективному составлению ОВОС.
 
Участников семинара приветствовали генеральный директор ФГУП «ВИМС» Г. А. Машковцев, президент Академии МНЭПУ С. А. Степанов, заместитель генерального директора ФГУП «ВИМС» – первый заместитель ЦКР-ТПИ Роснедр С. А. Филиппов, директор МИЭПП Академии МНЭПУ В. Н. Лопатин.
 
В соответствии с программой семинара было заслушано 10 докладов (аннотации докладов приведены ниже).
 
В заключение работы семинара состоялось заседание «Круглого стола» под председательством К. К. Ходоровича – начальника отдела мониторинга и охраны недр Департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Минприроды России. В рамках «круглого стола» состоялся обмен опытом, были обсуждены вопросы, зафиксированы предложения и выработаны рекомендации, подведены итоги семинара, вручены свидетельства участникам семинара.
 
27–28 апреля 2011 г. состоится очередной семинар «ОВОС, включая экономические аспекты, экологическая экспертиза проектов в недропользовании», на котором в увязке с вышеотмеченными вопросами будет рассмотрена экономическая эффективность проектов недропользования (см. подробную информацию).
 

Лопатин В. Н., директор Международного института экологической профессиональной переподготовки Академии МНЭПУ
 

Аннотации докладов, представленных на семинаре «Экологическая экспертиза, ОВОС проектов в недропользовании» 
(28 февраля – 1 марта 2011 г.)
 
Доклад 1. Основные вопросы экологической экспертизы, осуществляемой в рамках процедуры государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий
Балашова С. П., нач. отд. экологической экспертизы ФГУ «Главгосэкспертиза России»
 
Подробно освещены процедура (стадии) и регламент рассмотрения проектов (их разделов) в соответствии с компетенцией отделов госучреждения (по направлениям экспертизы). Обращено внимание на комплектность представляемых на экспертизу документов. Изложены задачи Главгосэкспертизы в части экологического раздела проектной документации. Отмечено, что процент отрицательных заключений по этому разделу достаточно высок именно по проектам горнодобывающих предприятий. Это связано в основном с некачественной подготовка данного раздела, отсутствием инженерно-экологических изысканий.
Обращено внимание на отличие государственной экспертизы от государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), последовательность предоставления заключения ГЭЭ по соответствующим объектам, входящим в ее компетенцию. Подчеркнуто, что разногласий в этой части между двумя ведомствами нет, за исключением позиции по отходам.
Рассмотрены особенности общественной экологической экспертизы. Подчеркнуто, что факты, изложенные в Заключении общественной экспертизы, обязательно проверяются.
Систематизированы основные проблемы, возникающие при прохождении госэкспертизы. Отмечены основные ошибки при разработке проектной документации.
В заключение докладчиком сделаны предложения по разработке методик оценки ущерба животному и растительному миру, окружающей среде при разработке проектов освоения месторождений, методик оценки результатов общественных обсуждений, методики разработки проектной документации в части раздела охраны окружающей среды, особенно объема исследований, сметы и расценок с последующим созданием технического регламента.
 
Доклад 2. Госэкспертиза регионального уровня в Московской области
Семенов А. А., зам. заведующего отделом нормирования и госэкспертизы Министерства экологии и природопользования Московской области
 
Отмечены особенности региональной экспертизы в части Главгосэкспертизы и экологической экспертизы. Рассмотрены вопросы границ описания памятников природы, кадастровых данных, сроков действия экологического заключения, прохождения экологической экспертизы по месторождениям ОПИ, полигонам бытовых отходов и проектам их рекультивации. Уделено внимание общественным обсуждениям, публичным слушаниям, общественным экспертизам.
 
Доклад 3. Общие вопросы и задачи государственной экологической экспертизы
Дементьев С. Ю., зам. начальника отд. государственной экологической экспертизы Росприроднадзора
 
Изложены основные понятия, принципы, порядок проведения и процедуры ГЭЭ. Приведено определение цели ГЭЭ, рассмотрены основные принципы и уровни (федеральный и региональный) ГЭЭ. Указаны участники ГЭЭ.
Отмечено, что полномочиями по ГЭЭ в настоящее время наделен Росприроднадзор. В связи с этим указаны органы, согласующие материалы, представляемые на ГЭЭ. Прокомментирован вариант представления дополнительных материалов. Объяснено, какие объекты экспертизы представлятся в центральный аппарат, а какие – в территориальный орган.
Подробно рассмотрен вопрос комплектности материалов. Дана оценка качества представляемых материалов общественных обсуждений, пояснены процедурные вопросы проведения слушаний, акцентировано внимание на источниках размещения информации.
 
Доклад 4. Основные экологические требования к составу и содержанию проектной документации для различных стадий проектирования и жизненного цикла объектов недропользования
Степанов А. Н., канд. геол.-минерал. наук, проф. Академии МНЭПУ
 
Определен спектр воздействий, оказываемых объектом недропользования на сопредельную территорию, а также выделяемые в ОВОС виды воздействия на окружающую среду конкретного месторождения, их качественные и количественные характеристики. Показана зависимость видов воздействия от способов добычи и переработки полезного ископаемого (ПИ), транспортирования ПИ и вскрышных пород, от литологических и геотехнических характеристик вмещающих пород месторождения, вида ПИ, от технологии рекультивации выбранного пространства. Приведены основные направления воздействия и перечень вызываемых ими возможных изменений в основных составляющих компонентах окружающей среды.
Наглядно показана связь ОВОС со сметой природоохранных мероприятий. Сформулирована необходимость анализа данных инженерно-экологических изысканий, в частности, для определения динамики изменений, происходящих в окружающей среде. Объяснена необходимость учета характеристик природного ландшафта района разработок. Продекларирован уровень возможного влияния на ООПТ. Подчеркнута эффективность комплекса природоохранных мероприятий. Отмечено значение системы производственного экологического контроля.
 
Доклад 5. О мероприятиях по обеспечению требований охраны окружающей среды и экологической безопасности в технических проектах разработки месторождений ТПИ
Л. А. Смородинова, ведущий специалист сектора анализа и мониторинга разработки месторождений ФГУП «ВИМС»
 
Представлены основные направления и результаты воздействия горных работ на окружающую среду, систематизированы виды природоохранной деятельности и представлен перечень решаемых ими задач, дана характеристика отходов производства и содержащихся в них вредных компонентов, классифицированы и определены по размеру санитарно-защитные зоны для предприятий по добыче рудных и нерудных ПИ, приведены перечень технических мероприятий по сокращению образования и загрязнения сточных вод, состав и эффективность основных типов очистных сооружений, показатели оценки уровня безотходности горного производства, нормативы критериев экологически безопасного горного производства, представлены основные направления экологизации открытых горных работ.
 
Доклад 6. Методики экологической оценки потенциальной токсичности рудных месторождений. Типизация рудных месторождений по видам и индикаторам загрязнений
Р. В. Голева, д-р геол.-минерал. наук, проф. – главный научный сотрудник ФГУП «ВИМС», руководитель отделения геэкологии МИЭПП Академии МНЭПУ
 
Предложено рассматривать рудное месторождение как интенсивную экогеохимическую аномалию, опасность которой для окружающей среды на порядки возрастает при вскрытии и разработке месторождения. В итоге природная экологически опасная аномалия трансформируется в сложную природно-техногенную экосистему. В связи с этим при оценке экологического состояния окружающей среды предложено исходить из сформулированного во ФГУП «ВИМС» положения о том, что оценка реальной экологической опасности природного или техногенного экогеохимически опасного очага в окружающей среде зависит не от уровня валового содержания экологически опасных элементов, а от формы их нахождения (Голева, 2007).
Приведена принципиальная геоэкологическая модель рудного месторождения с выделением основных депонирующих (рудное тело, зона окисления, перекрывающие отложения, почвы, растительный покров) и транспортирующих (рудничные воды, воды зоны окисления, подземные и поверхностные воды в пределах месторождения) сред. Рассмотрено поведение видов экологически опасных элементов при переходе из одной среды в другую. Сделан вывод о необходимости контроля уровней содержаний и определения форм нахождения экологически опасных элементов во всех средах.
Представлена разработанная во ФГУП «ВИМС» геоэкологическая типизация рудных месторождений по видам и индикаторам экологически опасных элементов. Определены понятия «вид» и «индикатор» загрязнения. Выделены главные группы месторождений: сульфидные, бессульфидные, радиоактивные, т. к. они существенно различаются по составу, а, следовательно, по экологической опасности.
Дана информация о ФЦ «ВИМС». Рассказано о созданном в ФГУП «ВИМС» рациональном комплексе лабораторно-аналитических и минералого-геохимических методик экологической оценки потенциальной токсичности рудных месторождений, включающем современные аналитические и минералого-геохимические методы. Рассмотрены принципиальные схемы методики экологической оценки экологически опасных (экогеохимических) аномалий с критериями отличия природных от техногенных и выделением смешанных природно-техногенных экоаномалий, даны подходы к разработке рекомендаций по рекультивации аномалий или способам использования загрязненных территорий.
Приведен перечень основных публикаций и представлен обзор литературных источников по теме доклада.
 
Доклад 7. Экологические аспекты недропользования
С. А. Васильев, зам. генерального директора ЗАО «ГК ШАНЭКО», канд. физ.-мат. наук
 
Рассмотрены принципы и положения экологической оценки, которые учитывают реальные отношения, возникающие при использовании природной среды, устанавливают приоритет экспертно оцениваемых количественных и качественных оценок по содержательным показателям изменений в природной среде и условиях жизнедеятельности людей перед формальными требованиями в документации, усредненными нормативами качества отдельных компонентов окружающей среды.
Приведены определения и назначение экологической оценки (ЭО). Подчеркнуто, что ЭО должна сопровождать все стадии процесса подготовки намечаемой деятельности. В связи с этим сделано утверждение о необходимости ОВОС на всех стадиях. Даны отличительные характеристики ЭО. Перечислены задачи, решаемые при реализации процесса ОВОС.
 
Доклад 8. Типичные ошибки проектирования и строительства
Орлов М. С., д-р геол.-минерал. наук, проф. геологического факультета МГУ, зав. кафедрой геоэкологии Академии МНЭПУ
 
Доклад основан на опыте 20-ней работы автора в ГЭЭ и работы по экологическому проектированию в Центре практической геоэкологии, на базе курсов «Экологические проектирование и экспертиза», «Геоэкология», «Гидрогеоэкология», читаемых в МГУ, МИЭПП Академии МНЭПУ, РУДН и ГАСИС. Подчеркнута геоэкологическая основа общего экологического обоснования в строительстве. Приведены наиболее распространенные ошибки, допускаемые при проектировании и строительстве и примеры их негативного влияния.
 
Доклад 9. Особенности разработок инженерных изысканий, проектной документации на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, с учетом экологических аспектов на примере подземных хранилищ и метрополитена
Прокофьев Е. А., канд. биол. наук, зав. кафедрой охраны окружающей среды и экологической безопасности ГОУ ДПО «Академия строительства и ЖКК» Минрегионразвития РФ
 
На базе развернутого анализа российского законодательства рассмотрены виды, участники и система правового регулирования хозяйственной и иной деятельности. Подробно представлены основные сферы экологического законодательства, охватывающие законодательство в области природопользования, законодательство об охране окружающей среды (без санитарного законодательства) и законодательство об обеспечении экологической и иных близких видов безопасности и перечислены входящие в их состав основные законодательные акты (кодексы РФ, федеральные законы и другие действующие документы). Представлены объекты правовой охраны окружающей среды.
Рассмотрены основные законодательные акты РФ, определяющие необходимость учета экологических аспектов в градостроительстве. Отмечено, что, несмотря на приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2010 № 2079 и распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р, в настоящее время отсутствуют стандарты и своды правил по ООС и экологической безопасности.
Подробно освещены цели саморегулирования в градостроительстве. Приведен исчерпывающий перечень нормативных актов, определяющих вопросы проведения инженерно-экологических изысканий и проектирования.
На основании сравнительного анализа ряда постановлений Правительства (№ 118 от 03.03.2010, № 87 от 16.02.2008), приказов Минприроды России (№ 464 от 27.10.2010) и Минрегионразвития России (№ 624 от 30.12.2009, № 92 от 11.07.2008, № 439 от 04.10.2010) сделан вывод о недостаточном отражении в них вопросов экологической безопасности, указано на отсутствие вопросов, касающихся организационно-процедурных мероприятий и управления по ООС и экологической безопасности, отмечено дублирование содержаний некоторых документов, высказано пожелание о необходимости сокращения их количества и в целом совершенствования нормативно-законодательной базы в этой области.
Проиллюстрированы различные карты прогноза изменения окружающей среды. Перечислены соответствующие СНиПы. Рассмотрен перечень документов по созданию и функционированию системы экологического управления на предприятии. Затронута тема нормирования в области охраны окружающей среды. Представлены формы охраны атмосферного воздуха, типовая структура отдела экологической безопасности и рационального природопользования предприятия. 
 
Доклад 10. Введение в составление экологического раздела ТЭО кондиций и тома ОВОС проекта освоения месторождений минерального сырья
Россман Г. И., канд. геол.-минерал. наук, ведущий научный сотрудник ФГУП «ВИМС»
 
Отмечены сходство и различия экологического раздела ТЭО кондиций и тома ОВОС проекта. Сформулировано основное направление в оценке экологических последствий освоения месторождений минерального сырья. Аргументирована необходимость представления конечных результатов оценки экологических последствий освоения месторождений минерального сырья в виде суммирующих таблиц воздействия и ущерба по каждому объекту ОС от совокупности агентов риска с приведением суммы финансовых затрат.
Предложен макет структуры экологических разделов ТЭО кондиций и тома ОВОС, включающий общие положения и оценку экологических последствий. Раскрыты особенности рассмотрения общих положений, выделены группы факторов, необходимые для экологических оценок. Приведены порядок и последовательность экологической оценки освоения месторождения, используемые при этом методики расчета, нормативы, коэффициенты, индексы и другие показатели. Сделан вывод о том, что существующий подход с использованием только санитарно-гигиенических нормативов не позволяет оптимизировать защиту от экологического ущерба.

При использовании материалов ссылка на www.roninfo.ru обязательна
Разместить данный материал у себя: