Проблемные вопросы подготовки, рассмотрения и согласования проектной документации на разработку месторождений ТПИ и возможные пути их решения |
25.01.12 | ПРИНЦИПЫ И ОБЪЕКТЫ ОВОС И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. Экологические требования | |||
Принципы и объекты ОВОС и экологической экспертизы. Экологические требования В. Н. Лопатин, проф., д-р физ.-мат. наук, директор МИЭПП Академии МНЭПУ fpp@mnepu.ru, ekouslugi@jandex.ru Аннотация: Проведен анализ действующей нормативно-правовой базы в области экологии и охраны окружающей среды применительно к минерально-сырьевому комплексу России. Даны практические рекомендации по реализации экологических требований в проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых. Ключевые слова: Охрана окружающей среды, экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду, разработка месторождений, проектная документация, объекты ОВОС Статья опубликована в журнале "Рациональное освоение недр" №2/2011 ФЗ «Об экологической экспертизе» [5] устанавливает перечень объектов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) федерального (ст. 11) и регионального (ст. 12) уровня. К объектам ГЭЭ федерального уровня в частности относятся (ст. 11, пп. 4, 5, 7, 8): материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, лицензирование которых осуществляется в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»* [9] (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти; ____________________________________ *Согласно ст. 1 закона [9], его действие не распространяется на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира. – Коммент. авт.
Рассмотрим вкратце эти требования.ФЗ «Об охране окружающей среды» [4] определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду. Такая деятельность должна осуществляться (ст. 3) на основе принципов охраны окружающей среды, в том числе следующих:
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются ([4], ст. 4, п. 1): ?земли, недра, почвы; ?поверхностные и подземные воды; ?леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; ?атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Закон [4] разграничивает полномочия федеральных и региональных органов власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, к полномочиям органов государственной власти РФ относится ([4], ст. 5), проведение экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ ([4], ст. 6) – право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности.
Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды ([4], ст. 14) включают как разработку и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения ей вреда, так и проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде. Негативное воздействие на окружающую среду является платным ([4], ст. 16, п. 1), однако внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде (п. 4). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся ([4], п. 2): ?выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; ?сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади; ?загрязнение недр, почв; ?размещение отходов производства и потребления; ?загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; ?иные виды негативного воздействия на окружающую среду. В целях предотвращения негативного воздействия законом [4] установлены нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22). Лимиты на выбросы и сбросы (ст. 23, п. 3) допускается устанавливать только при наличии планов их снижения, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) проводится ([4], ст. 32, п. 1) в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Требования к материалам ОВОС устанавливаются (п. 3) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Исследования по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372 [23], включают (п. 3.2.2) ряд мероприятий и в том числе: оценку воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий); разработку предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539 [23] в «Инструкцию по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» введены требования к экологическому обоснованию лицензий (разд. 8). В соответствии с п. 8.8 Инструкции, материалы, обосновывающие возможность природопользования или пользования отдельным природным ресурсом, должны содержать: мероприятия по соблюдению природоохранных норм и правил (федеральных, региональных, местных) и рациональному использованию, оптимальных норм и срокам изъятия ресурсов(-а) прогноз изменения состояния природной среды при реализации планируемой деятельности (компонентов природной среды, планируемых к изъятию) и основываться на современном и прогнозируемом их (его) состоянии. Согласно п. 8.9, оценка прогноза воздействия природопользования на окружающую среду в обосновывающих материалах лицензий является основанием для разработки предложений по восстановлению ресурса в районе изъятия (для возобновляемых ресурсов), восстановлению экосистемы и финансированию компенсационных мероприятий. Предложения и обязательства лицензиата, включая мероприятия по снижению негативного воздействия и охране окружающей среды, должны быть представлены в лицензионном соглашении. Федеральными законами «Об охране окружающей среды» ([4], ст. 51) и «Об отходах производства и потребления» [2] также установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Кроме того, предусмотрен ([4], ст. 67) производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль), осуществляемый (п. 1) «в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды». Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения об организации производственного экологического контроля (о лицах, ответственных за его проведение, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности), а также результаты производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный экологический контроль. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в порядке, установленном законодательством ([4], ст. 79). Перечень нормативно-правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного в результате экологических правонарушений, утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 23 июля 1998 г. № 448 [22]. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» [12], в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений принимаются технические регламенты (ст. 6). Таким образом, государство закладывает в содержание рассматриваемого принципа двухуровневую защиту, определяющую, во-первых, разработку проектов и иной документации в соответствии с техническими регламентами, и, во-вторых, проверку разработанных проектов и иной документации посредством механизмов государственной и общественной экспертиз, в том числе экологической. Государственная экспертиза документации объектов капитального строительства предусмотрена ст. 49 Градостроительного кодекса РФ [14]. В соответствии с Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий [17], утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 во исполнение Градостроительного кодекса РФ, проведение государственной экспертизы проектной документации осуществляется в отношении определенных видов объектов капитального строительства, в том числе особо опасных и технически сложных, к которым, в числе прочих, относятся предприятия горной промышленности. Если до 2007 г. ОВОС понималась, прежде всего, как процедура, предшествующая ГЭЭ, то с 2007 г., в соответствии с градостроительным законодательством, в отношении объектов капстроительства проводится единая государственная экспертиза, в ходе которой проектная документация проверяется и на соответствие экологическим требованиям. Правовой основой для проведения ОВОС в целях государственной экспертизы являются ст. 48 Градостроительного кодекса РФ [14], называющая в числе обязательных, представляемых на экспертизу документов план мероприятий по охране окружающей среды (ПМООС), и Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 [16], определяющее ОВОС объекта капитального строительства составной частью ПМООС. Перечень мероприятий по охране окружающей среды и требования к их содержанию указаны в п. 25 «Раздел 8» Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, которое является приложением к Постановлению № 87 [16]. Означенный перечень должен включать текстовую и графическую части. Первым пунктом текстовой части значатся результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду (привести данный перечень мероприятий полностью в рамках статьи не представляется возможным). Согласно ФЗ «О недрах» [10], лицензия на пользование недрами должна содержать (ст. 12, п. 9) «условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ». Соответственно, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды является одним из критериев выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр. При этом пользователь недр обязан обеспечить (ст. 22, п. 7) «соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами». Обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр является, в числе прочих, основным требованием по рациональному использованию и охране недр ([10], ст. 23, п. 2). Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Вместе с тем, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи, то, согласно той же статье, государственная экспертиза запасов полезных ископаемых может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения ([10], ст. 29). Мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами, как и мероприятия по рациональному использованию и охране недр, включаются в проектную документацию в соответствии с п. 12 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых…[18], утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2010 г. № 118. Приказом Минприроды России от 25 июня 2010 г. № 218 [24] в Требования к структуре проектной документации на разработку месторождений ТПИ (прил. к приказу) включен разд. 11 «Охрана недр и окружающей среды», содержащий, помимо подраздела 11.1. Охрана и рациональное использование недр, подраздел 11.2. «Мероприятия по охране окружающей среды» (пп. 11.2.1–11.2.9), в котором указан перечень мероприятий по охране и защите соответствующих объектов окружающей среды. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, в соответствии со ст. 1 ФЗ «О недрах» [10], регулируются соответствующим законодательством РФ и субъектов РФ, предусматривающим проведение ОВОС. Основные требования в части ОВОС определены федеральными законами «О рыболовстве и охране водных биоресурсов» (ст. 50, п. 1) [11], «О животном мире» (ст. 20, 22) [7], Водным кодексом РФ (ст. 60, 61) [13], «Об охране атмосферного воздуха» [3], а также постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 569 (п. 5) [15] и другими нормативными актами. По сути, все требования требования сводятся к следующему: прежде чем осуществить хозяйственную или иную деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, проводится оценка ее воздействия на окружающую среду, и только после определения условий, при которых возможно использование природных ресурсов, проводится экономическая оценка самих природных ресурсов. Экономическая оценка вовлекаемых в эксплуатацию материальных ресурсов проводится в пределах выделенных квот. Качественная ОВОС – действенный инструмент рационального управления природными ресурсами, правового обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии подготовки хозяйственного, управленческого и иного решения. В связи с этим руководство страны уделяет самое пристальное внимание совершенствованию процедуры ОВОС. Вопросы создания современной эффективной системы управления в природоохранной сфере, совершенствования системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, разработки правовых и экономических механизмов, стимулирующих хозяйствующие субъекты на снижение негативного воздействия на окружающую среду (включая внедрение НСДТ), разработки и утверждения нормативных правовых актов, направленных на совершенствование процедуры ОВОС при проведении государственной и государственной экологической экспертизы, оценки реального состояния загрязненных территорий с принятием полученного уровня в качестве стартового для осуществления программ минимизации негативного воздействия на окружающую среду и ранее накопленного экологического ущерба, проведения так называемой экологической амнистии к предприятиям, принимающим жесткие обязательства по экологическому оздоровлению собственных производств и производственных территорий, разработки нормативов качества окружающей среды, учитывающих особенности состояния конкретных территорий и другие вопросы поднимались в Поручении Президента РФ Правительству РФ от 6 июня 2010 г. Пр-1640 по итогам заседания Президиума Государственного совета РФ, а также в Послании Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. По мнению Президента РФ Д. Медведева, качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни и одним из основных показателей социально-экономического развития территорий, а, соответственно, – критерием оценки эффективности органов власти на местах. На необходимость реализации конкретных практических мер, направленных на решение проблем экологии, неоднократно указывал Председатель Правительства РФ В. Путин, в том числе на недавнем (30 марта с. г.) правительственном совещании «О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России». Главными причины этих проблем он назвал несовершенство системы природоохранного регулирования, неэффективность управленческих и контрольных функций государства, слабые стимулы для внедрения современных чистых, так называемых зеленых технологий. Приведенные на совещании показатели, характеризующие сегодняшнюю экологическую ситуацию в стране, нарисовали неутешительную картину. По оценкам экспертов, около 15 % территории РФ по экологическим показателям находится в критическом состоянии. В связи с этим глава Правительства РФ констатировал: дальнейшее бездействие может привести к необратимым последствиям для окружающей среды.
Первым практическим шагом на пути реформирования существующего законодательства стал пакет экологических законопроектов, подготовленный Минприроды России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти. В пакет вошли восемь законопроектов: «О сохранении морской среды и ее защите от нефтяного загрязнения», «О повышении эффективности государственного экологического мониторинга», «О повышении эффективности государственного экологического контроля», «Об экологическом аудите», «О совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования в области охраны окружающей среды», «Об экономическом стимулировании в области обращения с отходами», «О ликвидации экологического ущерба, в том числе связанного с хозяйственной деятельностью», «Об особо охраняемых природных территориях». Важнейшим из них министр Ю. Трутнев назвал законопроект «О совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования в области охраны окружающей среды», предусматривающий деление предприятий по степени негативного воздействия на окружающую среду на три группы: для 1-й – с незначительным уровнем воздействия (а таких предприятий в стране – примерно 70 %) – предполагается переход к декларированию; для 2-й (около 29 %) – с умеренным воздействием – нормативы будут устанавливаться по факту сбросов и выбросов; для 3-й группы – особо опасных экологических объектов (чуть более 1 %), ответственных почти за 99 % всех выбросов и сбросов в стране – предусмотрены переход на НСДТ и поэтапная модернизация производства, которую они должны завершить до 2020 г. Безусловно, в законодательном порядке будут устанавливаться не технологии, а нормативы выбросов и сбросов на единицу продукции, соответствующие НСДТ (экономически доступные и внедренные на нескольких других предприятиях), т. е. перед предприятием будет поставлена цель, которую они реально могут достичь. Выбор в пользу НСДТ продиктован мировым опытом. В странах Евросоюза внедрение подобных технологий является обязательным требованием с 1996 г. В период внедрения НСДТ предполагается провести ряд мер: в рамках экономического регулирования предусматривается двухэтапное увеличение платы за негативное воздействие (в 2012 г. – в 2–3 раза по отношению к существующему уровню и в 2016 г. – в 3–4 раза), и с учетом этих повышений объем платы в 2020 г. составит 1,1 % от прибыли предприятий (но только для тех, которые не переходят на НСДТ, а для остальных – плата будет снижаться); в рамках административного регулирования – в 2012–2014 гг. разработать документацию по категоризации предприятий (категории будут утверждаться постановлением Правительства РФ), подготовить нормативные акты, утвердить планы мероприятий по снижению воздействия; с 2014 г. запретить проектирование новых предприятий, не соответствующих принципам НСДТ; с 2016 г. ввести запрет на ввод в эксплуатацию новых объектов, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НСДТ, за исключением предприятий, спроектированных до изменения законодательства; с 2020 г. распространить вводимые ограничения на существующие предприятия, за исключением тех, кто начал программу модернизации до 2020 г., – им будет предоставлен дополнительно 5-й период для ее завершения. Не менее важным является законопроект «Об экономическом стимулировании в области обращения с отходами», направленный на решение такой острой для страны задачи, как утилизация, безопасное размещение и хранение отходов. Законопроект определяет полномочия муниципалитетов и субъектов РФ в сфере управления отходами, освобождает от платы за размещение отходов хозяйствующие субъекты, не оказывающие негативного влияния на окружающую среду. Пять из восьми предлагаемых законопроектов согласованы и вынесены на рассмотрение Правительства РФ. Остальные, в том числе два вышерассмотренных законопроекта, находятся в стадии согласования и доработки в связи с разногласиями по вопросам экономического стимулирования. В связи с этим Минприроды России внесено предложение: заложить механизмы экономического стимулирования, как правовую оболочку для регулирования охраны окружающей среды с принятием конкретных решений постановлениями Правительства РФ по результатам анализа и консультаций с соответствующими органами исполнительной власти. В пространстве этой новой правовой оболочки, соответствующей международной практике в этой сфере, возможно приступить к реализации системы экономических и административных инструментов, вводящих долгосрочные стимулы для перехода на принципы минимального воздействия на окружающую среду, повышения эффективности использования природных ресурсов, роста конкурентоспособности и позволяющих уменьшить административные барьеры и коррупционные факторы в сфере охраны окружающей среды По мнению главы Правительства РФ, все предлагаемые новации в целом направлены на обеспечение экологической безопасности страны, повышение качества жизни людей, укрепление здоровья нации, а также придадут дополнительный импульс процессам технологического развития отечественной промышленности и экономики. В объективно существующем противоречии между развитием производства и сохранением природы нужно найти баланс. В противном случае «мы будем всегда плестись в хвосте – и не только в хвосте решения проблем, связанных с сохранением природы, но и экономического, и социального развития». В заключение необходимо акцентировать внимание еще на одну главную проблему, о которой упомянул на совещании министр Ю. Трутнев: в стране практически ликвидирован институт государственной экологической экспертизы. В связи с этим многократно усиливается актуальность вопроса подготовки, переподготовки и повышения квалификации экологических кадров, т. е. тех, кто в ближайшее время примет на себя груз ответственности за реализацию новой экологической политики.
Перечень документов 1. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации : федер. закон от 17 дек. 1998 г. № 191-ФЗ ; [принят Гос. Думой 00.00.0000; одобр. Советом Федерации 00.00.0000] // Российская газета. – 2008. – № 153.. 2. Об отходах производства и потребления : федер. закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ ; [принят Гос. Думой 00.00.0000; одобр. Советом Федерации 00.00.0000] // ??? 3. Об охране атмосферного воздуха : федер. закон ; [принят Гос. Думой 02.04.1999; одобр. Советом Федерации 22.04.1999, с изм. по состоянию на 27.12.2009] // ??? 4. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) ; [принят Гос. Думой 20.12.2001; одобр. Советом Федерации 26.12.2001] // Российская газета. –2008. –№ 153. 5. Об экологической экспертизе : федер. закон от 23 нояб. 1995 № 174-ФЗ : [принят Гос. Думой 19.07.1995; одобр. Советом Федерации 15.11.1995, с изм. и доп. по состоянию на 17 дек. 2009 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 20, ст. 2260; № 26, ст. 3015. 6. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ ; [принят Гос. Думой 00.00.0000; одобр. Советом Федерации 00.00.0000] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 46, ст. 5557. 7. О животном мире : федер. закон от 24 апр. 1995 г. № 52-ФЗ ; [принят Гос. Думой 00.00.0000; одобр. Советом Федерации 00.00.0000] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 1 (ч. I), ст. 21; № 17, ст. 1933; № 50, ст. 6246). 8. О континентальном шельфе Российской Федерации : федер. закон от 30 нояб. 1995 № 187-ФЗ : [принят Гос. Думой 00.00.0000; одобр. Советом Федерации 00.00.0000] // Российская газета. – 2008. – № 155. 9. О лицензировании отдельных видов деятельности : федер. закон от 08 авг. 2001 г. № 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) : [принят Гос. Думой 13.07.2001; одобр. Советом Федерации 20.07.2001, с изм. и доп. по состоянию на 01.01.2011] // Российская газета. 2001. № 153–154. 14 авг. 10. О недрах : федер. закон от 21 фев. 1992 г. № 2395-1 (ред. от 26.07.2010): [принят Верховным Советом РФ 21.02.1992] // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823; Российская газета. 1995. № 52. 11. О рыболовстве и охране водных биоресурсов : федер. закон от 20 дек. 2004 г. № 166-ФЗ ; [принят Гос. Думой 26.11.2004; одобр. Советом Федерации 08.12.2004] // Российская газета. 2004. Федеральный вып. № 3661. 23 декабря. 12. О техническом регулировании : федер. закон от 27 дек. 2002 г. № 184-ФЗ ; [принят Гос. Думой 15.12.2002; одобр. Советом Федерации 18.12.2002] // Интернет-сайт / Российская газета. 2002. 27 декабря. 13. Водный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 16 нояб. 1995 г. № 167-ФЗ ; [принят …] 14. Градостроительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ ; [принят Гос. Думой 22.12.2004; одобр. Советом Федерации 24.12.2004] // Российская газета. 2008. № 153, 158. 15. Об утверждении Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания : Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 569 // Российская газета. ???. – Прил. : Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. 16. О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию : Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 // Российская газета. ???. – Прил. : Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. 17. Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий : [утв. Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145]. 18. Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами : [утв. постановлением Правительства РФ от 3 марта 2010 г. № 118]. 19. Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы : [утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 40, ст. 4648. 20. Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня : приказ Минприроды России от 30 октября 2008 г. № 283 ; [зарегистр. в Минюсте РФ 00.00.0000, рег. № 000]. – Прил. : Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня. 21. Об утверждении Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности : приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 29 декабря 1995 г. № 539; [зарегистр. в Минюсте РФ 00.00.0000, рег. № 000]. – Прил. : Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности [согл. Мин. строительства РФ]. 22. Об утверждении Перечня нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений : приказ Госкомэкологии РФ от 23 июля 1998 г. № 448; [зарегистр. в Минюсте РФ 00.00.0000, рег. № 000]. – Прил. : Перечень нормативных правовых документов, рекомендуемых к использованию при оценке и возмещении вреда, нанесенного в результате экологических правонарушений. 23. Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации : приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 : [зарегистр. в Минюсте РФ 04.07.2000, рег. № 2302]. – Прил. : Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации. 24. Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья : приказ Минприроды России от 25 июня 2010 г. № 218 ; [зарегистр. в Минюсте РФ 10.08.2010 № 18104]. – Прил. : Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья.
|
Разместить данный материал у себя: |
|