Проблемные вопросы подготовки, рассмотрения и согласования проектной документации на разработку месторождений ТПИ и возможные пути их решения |
9.07.12 | Обращение участников семинара к С. Е. Донскому | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уважаемый Сергей Ефимович! 5–6 июня с. г. Центральной комиссией по разработке месторождений твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию (ЦКР-ТПИ Роснедр) при содействии ФГУП «ВИМС» и участии горнодобывающих и проектных организаций России, осуществляющих и проектирующих разработку месторождений различных видов твердых полезных ископаемых, организован и проведен семинар «Оценка экономической эффективности инвестиций в технических проектах разработки месторождений твердых полезных ископаемых». Указанный семинар, как и предыдущие семинары и конференции, проведенные ЦКР-ТПИ Роснедр в период её деятельности с 2010 года (перечень прилагается), был направлен на повышение уровня рационального использования недр и качества минерального сырья при разработке (проектировании разработки) месторождений твердых полезных ископаемых и первичной переработке минерального сырья. Целью семинара, состоявшегося 5–6 июня 2012 года, являлось обсуждение современных требований, методического обеспечения и технологии оценки экономической эффективности инвестиций в проектной документации на разработку месторождений ТПИ в свете рационального и комплексного освоения недр. В семинаре приняли участие 115 представителей горнодобывающих копаний и проектных организаций, государственных исполнительных и надзорных органов, представителей отраслевой и академической науки (перечень прилагается). Заслушав и обсудив доклады, включенные в программу семинара (прилагается), участники отмечают, что к числу основных проблем, оказывающих негативное влияние на ситуацию в отечественном минерально-сырьевом комплексе, относится проблема значительных потерь полезных ископаемых при добыче из недр и потерь при первичной переработке минерального сырья. Так, анализ действующей проектной и технической документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых показывает, что потери при добыче угля открытым способом при валовой выемке достигают 12–13 %, (на некоторых объектах – до 19 %), при подземном способе разработки – 12–25 % (на ряде объектов – до 50 %). На горнорудных предприятиях при открытом способе разработки потери при добыче составляют в среднем 5–6 %, при подземном – 12–20 %. При этом по отдельным видам в основном экспортно-ориентированного минерального сырья, например калийным солям, потери при добыче подземным способом составляют от 54 до 75 %. Выполненная ЦКР-ТПИ Роснедр стоимостная оценка потерь твердых полезных ископаемых при добыче и потерь полезных компонентов при их первичной переработке показала, что в денежном выражении это – миллиарды рублей. Так, годовые потери при добыче меди составляют около 23 тыс. т, при переработке – около 128 тыс. т, а всего – 151 тыс. т. При среднегодовой мировой цене на медь 7539,5 долл. США стоимость потерь меди с учетом затрат на добычу и переработку оценивается в 577 млн долл. США или 17 млрд 526 млн руб., соответственно. Обсудив выступления представителей Роснедр, Ростехнадзора, ЦКР-ТПИ Роснедр, компаний-недропользователей, специалистов научных и проектных организаций, инжиниринговых и консалтинговых компаний, участники семинара считают необходимым информировать Вас, уважаемый Сергей Ефимович, о накопившихся проблемах и представить предложения по совершенствованию деятельности по подготовке, рассмотрению и согласованию проектной и технической документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых – одной из основных функций государственного регулирования отношений недропользования. По общему мнению участников семинара, к числу основных проблем, снижающих эффективность государственного регулирования, относится отсутствие современных национальных стандартов (норм и правил) на проектирование горных предприятий в целом и стандартов оценки экономической эффективности в проектной документации в частности, а именно: 1. Отсутствие национальных стандартов проектирования горных предприятий. 2. Использование в процессе проектирования для нормирования потерь твердых полезных ископаемых методического обеспечения, разработанного 25–40 лет назад и, следовательно, не учитывающего ни произошедших изменений в нормативно-правовой сфере, ни развития техники и технологий. 3. Проектирование на основе запасов, подсчитанных по устаревшим кондициям (определенных в ряде случаев более 30 лет назад) и не отвечающих современным экономическим условиям. 4. Значительные общешахтные (общерудничные, общекарьерные) потери твердых полезных ископаемых и потери из-за нерационального определения лицензионных границ участков недр, предоставленных в пользование. 5. Отсутствие апробированных государством методик оценки экономической эффективности в проектах разработки месторождений твердых полезных ископаемых, с позиции общественной эффективности. Указанные проблемы препятствуют развитию системы рационального недропользования в России, приводят к значительным убыткам государства и замедлению темпов развития отечественного минерально-сырьевого комплекса. Согласно закону Российской Федерации «О недрах», необходимо использование геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных ископаемых при государственном регулировании отношений недропользования. Отсутствие названных выше стандартов привело к ситуации, когда для сложившейся практики оценки экономической эффективности инвестиций в проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых характерны существенные нарушения общих и частных принципов теории экономического анализа проектов, что предопределяет необоснованность оценок эффективности решений, принимаемых на их основе, а также тенденцию к принятию проектных решений без комплексной оценки экономических и внеэкономических последствий их реализации для государства-недровладельца. Рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых является одной из важнейших функций государственного регулирования отношений недропользования, которая, возложена на ЦКР-ТПИ Роснедр. В процессе рассмотрения и согласования проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых основной задачей является анализ степени обоснованности результатов повариантного решения задачи реализации проекта с позиций соблюдения баланса интересов государства-недровладельца и предпринимателя-недропользователя. Согласно «Положению о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых…», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 г. № 118, в проектной документации подлежат рассмотрению варианты проектных решений, отличающиеся по ожидаемому уровню извлечения основных и попутных полезных ископаемых из недр. Указанные варианты проектных решений подлежат экономической оценке с позиций показателей экономической эффективности реализации. С использованием полученных значений показателей эффективности осуществляется выбор рекомендуемого к реализации варианта проектного решения. В настоящее время экономическая оценка вариантов реализации проектов осуществляется на основе оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, не в полной мере учитывающей показатели коммерческой и бюджетной (общественной) эффективности (чистый дисконтированный доход недропользователя и бюджетный доход), а также полноту извлечения запасов из недр. Основные недостатки ныне существующего подхода к экономической оценке проектных вариантов заключаются в следующем. 1. Отсутствие стоимостной оценки запасов месторождений и, следовательно, стоимостной оценки потерь, обеспечивающей устранение неопределенности в системе интересов государства-недровладельца, выражающейся в бюджетном эффекте разработки конкретного месторождения и в полноте извлечения полезных ископаемых из недр. 2. Игнорирование методологических принципов оценки эффективности инвестиционных проектов – принципов системности и комплексности оценки, предусматривающих оценку как прямых, непосредственно возникающих эффектов (эффектов «от проекта»), так и косвенных, опосредованно возникающих эффектов (эффектов «в связи с проектом»), а также учет всех наиболее существенных и значимых последствий реализации проекта. 3. Использование «бухгалтерского», а не экономического подхода к оценке эффективности проектов. Указанные недостатки проявляются в упрощенном представлении бюджетного эффекта – как бюджетного дохода «от проекта», который не содержит оценку возможных убытков бюджета, включающих упущенную выгоду («в связи с проектом») и ущерб собственности недровладельца. В данной ситуации необходимо использовать механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в минерально-сырьевом секторе экономики Российской Федерации, предусматривающий разработку и утверждение стандартов (норм и правил) как на проектирование в целом, так и на оценку экономической эффективности проектов разработки месторождений в частности, а также осуществление контроля их соблюдения при проведении государственной экспертизы проектов. Обобщая вышеизложенное, участники семинара считают, что основным направлением решения накопившихся проблем является разработка национальной программы «Рациональное освоение и охрана недр», включающей в себя разработку следующих национальных стандартов. 1. Рациональное освоение недр. 2. Национальные стандарты проектирования горных предприятий (по 20 основным видам твердых полезных ископаемых, добываемых открытым и подземным способом). 3. Оценка экономической эффективности в проектах разработки месторождений твердых полезных ископаемых. 4. Учет и нормирование потерь твердых полезных ископаемых при добыче по основным видам полезных ископаемых (топливно-энергетическому сырью; рудам черных, цветных, благородных и редких металлов; драгоценным камням и др. – всего более 20 стандартов). Также необходимы разработка и нормативное закрепление: 1) принципов, методологии и методики актуализации кондиций и запасов твердых полезных ископаемых на динамических принципах, учитывающих колебания цен и затрат в условиях рыночной экономики и стремительного развития технического оснащения ведения горных работ и первичной переработки полезных ископаемых 2) экономических механизмов стимулирования рационального недропользования; 3) системы государственной экспертизы проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых. Кроме того, учитывая крайне неадекватный уровень потерь полезных ископаемых при разработке уникальных месторождений калийных солей, просим Вас, уважаемый Сергей Ефимович, рассмотреть возможность реализации предложения участника семинара ОАО «ГАЛУРГИЯ» по разработке: 1. Стратегии освоения калийных месторождений России, позволяющей обеспечить полноту извлечения полезных ископаемых из недр при соблюдении требуемого уровня промышленной и экологической безопасности. 2. Норм технологического проектирования предприятий калийной промышленности. 3. Правил охраны объектов земной поверхности и водозащитной толщи, подрабатываемых на калийных месторождениях России.
Приложения: упомянутое на 3 листах
По поручению участников семинара, ведущий семинара – первый заместитель председателя ЦКР-ТПИ Роснедр С. А. Филиппов
Приложение 1
Перечень семинаров и конференций, проведенных ЦКР-ТПИ Роснедр в 2010–2012 годах
1. Подготовка, согласование и утверждение технических проектов на разработку месторождений твердых полезных ископаемых (21–22 сентября 2010 г.) 2. Нововведения при подготовке проектной документации и опыт согласования технических проектов разработки месторождений твердых полезных ископаемых на ЦКР-ТПИ Роснедр (23–24 ноября 2010 г.) 3. Подготовка и согласование на ЦКР-ТПИ Роснедр проектов на разработку месторождений полезных ископаемых и временных методических рекомендаций по обоснованию эксплуатационных потерь балансовых запасов (15–16 марта 2011 г.) 4. Прогрессивные технологии рационального освоения недр (конференция) (31 мая – 1 июня 2011 г.) 5. Разработка Временных методических рекомендаций и утверждение на ЦКР-ТПИ Роснедр нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятыми схемой и технологией разработки месторождения (15–16 ноября 2011 г.) 6. Оценка экономической эффективности инвестиций в технических проектах разработки месторождений твердых полезных ископаемых (5–6 июня 2012 года.)
Приложение 2
Перечень предприятий и организаций, представители которых приняли участие в семинаре
1. Алмазы Анабара ОАО 2. Алроса АК ОАО 3. ВоркутаНИИпроект Проектно-технологический институт ООО 4. ВостНИИ НЦ ОАО 5. Высочайший ОАО Представительство в г. Москва 6. Гайский ГОК ОАО 7. Геоинформтехпроект ЗАО 8. Гео-Система ОАО 9. Геотехпроект ООО 10. Гипроуголь ЗАО 11. Гипроцветмет ФГУП 12. Гипрошахт ОАО 13. ГорноХимический инжиниринг ООО 14. Евразруда ОАО 15. Забайкалзолотопроект ООО 16. Золотые проекты УК ООО 17. Иргиредмет ОАО 18. Калининградский янтарный комбинат ГУП 19. Красноярскуголь Управление проектных работ АО 20. Кузбассгипрошахт ОАО 21. Лебединский ГОК 22. Корпоративный университет «Норильский никель» НОУ 23. НТЦ-Геотехнология ООО 24. Оренбургские минералы ОАО 25. ОЭУ Блок №2 ш. "Анжерская -Южная" ООО 26. Питер Хамбро Майнинг Инжиниринг ЗАО 27. Полиметалл Инжиниринг ЗАО 28. Полюс Проект ООО 29. Проекты и Технологии-Управление и Разработка ООО 30. Санкт-Петербургская горная проектно-инжиниринговая компания ЗАО 31. СДС-Уголь ХК ОАО 32. Северный Кузбасс УК ОАО 33. Северсталь-Ресурс ЗАО, филиал в г. Костомукша 34. Сибгеопроект ООО 35. Сибгипрошахт ОАО 36. Сибирский Антрацит ЗАО 37. СНИИГГиМС ФГУП (Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья) 38. Союзметаллресурс УК ЗАО 39. СПб-Гипрошахт ООО 40. Стойленский ГОК ОАО 41. Татфлот СК ОАО 42. Уральский научно-исследовательский и проектный институт галургии ОАО 43. ХайдельбергЦемент Рус ООО 44. Шахта Беловская ЗАО 45. Южкузбассуголь Объединенная Угольная Компания ОАО 46. Южный Кузбасс ОАО 47. Якутуголь ХК ОАО Приложение 3
Список докладов, заслушанных на семинаре «Оценка экономической эффективности инвестиций в технических проектах разработки месторождений твердых полезных ископаемых» 5-6 июня 2012 года
|
Разместить данный материал у себя: |
|