Шахта стала первой в Кузбассе, где применили механизированный способ отработки круто-наклонного пласта, внедрив новую уникальную технологию.
Принятию решения о внедрении новой технологии предшествовала долгая кропотливая работа по изучению мирового опыта. В итоге руководство компании «Белон» и шахты «Чертинская-Коксовая» за основу взяли опыт китайских шахтеров, которые в течение уже нескольких лет успешно добывают уголь с круто-наклонных пластов. Здесь же, в Китае, производится оборудование, предназначенное для отработки подобных участков. На Ченьчжоуском машиностроительном заводе специально для шахты «Чертинская-Коксовая» были изготовлены лава-комплект и механизированная крепь. Шахтеры предприятия под патронажем специалистов завода прошли обучение – на промплощадке предприятия была смонтирована мини-лава. После этого оборудование спустили в забой, и в декабре 2011 года лаву №339 ввели в эксплуатацию.
«Практически с первых месяцев работы коллектив участка №3 вышел на плановую нагрузку – 55-60 тысяч тонн угля в месяц, - говорит директор шахты «Чертинская-Коксовая» Николай Рябков. – В общей сложности, полная отработка лавы №339 заняла полтора года – в конце мая добыча угля здесь будет завершена. Мы планировали закончить лаву осенью 2013 года, но, немного увеличив нагрузку, сократили время отработки. «Плюс» к плану в прошлом году по этому забою составил 39 тысяч тонн, за пять месяцев 2013 года сверх плана добыли почти 38 тысяч тонн. Всего из этого забоя было выдано на-гора 980 тысяч тонн угля».
«Основные выводы, которые мы сделали после завершения отработки лавы №339, это то, что данное оборудование может работать на углах 40-45 градусов, - продолжает разговор Николай Рябков. - Сверхбольших нагрузок мы не получим, но возможность добывать стабильно 60 тысяч тонн угля в месяц – вполне реальна. Учитывая, что на таких комплексах у нас в Кузбассе пока не работают, я думаю, наши результаты более чем достойные. На предприятие приезжало немало делегаций с шахт и Кемеровской области, и других угольных регионов. Знаю, что многие заинтересовались данной технологией и оборудованием. Конечно, оно достаточно дорогостоящее – порядка 800 миллионов рублей, но вопрос отработки круто-наклонных пластов для многих угледобывающих предприятий становится с каждым годом все актуальней. В нашем случае, положительное решение о внедрении новой технологии существенно продлило жизнь шахте, учитывая, что доля запасов в круто-наклонных пластах составляет треть от общего количество запасов угля предприятия».
Лава работала стабильно, оборудование показало себя надежным, даже когда разворачивали комплекс и угол увеличился до 42 градусов. При этом удалось не снизить уровень добычи угля. Единственный момент, который отметили для себя шахтеры, – лава не должна стоять более двух-трех суток. Даже такая непродолжительная остановка грозит расслоением кровли, из-за чего может произойти потеря контакта секций с кровлей, что приведет к их неустойчивости.
Усиление крепления горных выработок производилось с помощью канатных анкеров, вместо крепей сопряжения. Практика показала, что анкерный вид крепления позволяет более производительно работать, создаются абсолютно безопасные условия труда, анкера отлично держат кровлю. Этот опыт позаимствовали тоже у китайских шахтеров – они нигде на крутых падениях не применяют крепи сопряжения.
После отработки лавы №339 оборудование будет демонтировано, обследовано и, при необходимости, отремонтировано. Следующая лава, которая будет оснащена данной техникой, – лава №362, ее отработка начнется в ноябре 2013 года. Принципиальные отличия этого забоя: угол наклона увеличится до 45 градусов, усложнятся горно-геологические условия - встретится нарушение, произойдет уменьшение мощности пласта до полутора метров. Еще одна особенность: забой лавы №339 был правый, а забой лавы №362 – левый.
Это потребует перемонтажа системы устойчивости: домкратов как на боковом ограждении секции, так и основании, перемонтажа домкратов удержания конвейеров. В условиях машиностроительного завода демонстрационный перемонтаж был достаточно быстрым, как это будет в шахтовых условиях – покажут ближайшие месяцы.
Специально для перемонтажа лавы на круто-наклонных пластах будет введен в эксплуатацию новый дизелевоз с реечной передачей (фирмы «Беккер»), предназначенный для работы на углах свыше 25 градусов. Машина оснащена специальным приводным блоком: на монорельсовой балке кроме фрикционных колес применяется еще зубчатое колесо, которое предотвращает проскальзывание и сползание дизелевоза, позволяет поднимать оборудование на более крутые углы. Плюс новой техники в том, что дизелевоз может двигаться как по реечной балке, так и по обыкновенной монорельсовой балке. В настоящее время уже начался монтаж трассы, всего планируется заменить порядка 700 метров монорельса. Так, доставка оборудования в новую лаву №362 будет осуществляться уже с помощью нового дизелевоза. |
|