В Минэнерго России прошло совещание о выполнении нефтяными компаниями четырехсторонних соглашений по модернизации НПЗ в 2012 году.
В 2012-2015 гг. предусмотрен ввод в эксплуатацию и окончание реконструкции 88 установок, в том числе 40 установок по облагораживанию бензина, 30 установок по облагораживанию дизельного топлива и 18 установок, углубляющих переработку нефти (каталитический крекинг и гидрокрекинг).
Из 10 новых установок, запланированных к вводу в эксплуатацию в текущем году, введены в эксплуатацию 4 установки: гидроочистки бензина каталитического крекинга на НПЗ ОАО «Славнефть – ЯНОС» мощностью 870 тыс. тонн в год, гидроочистки дизельного топлива на НПЗ «Кинеф» (ОАО «Сургутнефтегаз») мощностью 2 млн.тонн в год, гидроочистки бензина на ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» (ОАО «Газпромнефть») мощностью 1,2 млн.тонн в год и гидроочистки дизельного топлива на ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" (ОАО «Лукойл») мощностью 3 млн.тонн в год. Кроме того, закончена реконструкция 4-х установок: каталитического риформинга на Ангарской НХК (ОАО «Роснефть»), каталитического риформинга на Орскнефтеоргсинтез (ЗАО «ФортеИнвест», каталитического крекинга на Омском НПЗ (ОАО «Газпром нефть») и гидроочистки дизельного топлива на Саратовском НПЗ (ОАО «ТНК-ВР»).
Министерство энергетики РФ в 2010-2012 гг. подготовило целый комплекс мер и стимулов для модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, реализация которых создает системные условия для выхода отрасли на новый уровень развития. Это налоговый режим 60-66, который стимулирует производство качественных моторных топлив для внутреннего рынка; повышение акцизов на низкокачественные бензины и введение понижающего коэффициента на высококачественные.
В частности, согласно проведенным расчетам режим «60-66» будет способствовать инвестициям вертикально интегрированными нефтяными компаниями в развитие вторичных процессов переработки нефти. В то же время рентабельность бюджетно-неэффективных мини-НПЗ значительно уменьшится, а недостаточная капиталоемкость бизнеса последних в среднесрочной перспективе будет способствовать их закрытию. Таким образом, введение режима налогообложения «60-66» будет стимулировать модернизационные процессы в нефтеперерабатывающей отрасли, создавая экономически выгодные условия для развития производства светлых нефтепродуктов.
Реализация программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, начатой в 2011 г., предполагает качественный скачок в развитии отрасли, включая увеличение инвестиций нефтяных компаний в модернизацию отрасли, совокупный объем которых в период 2011-2015 гг. ожидается в размере 1 трлн руб. |