Практика реализации требований нормативно-правовых актов в проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых
28-29
марта 2017 года, г. Москва
Приглашаем недропользователей, специалистов проектных организаций, инжиниринговых, консалтинговых компаний принять участие в семинаре ЦКР-ТПИ Роснедр
Подробнее...
19.11.15

Добыча на Приразломном будет расти

Интервью генерального директора компании «Газпром нефть шельф» Геннадия Любина

Второй год на шельфе Печорского моря ведется добыча нефти в рамках первого отечественного морского проекта по освоению ресурсов Арктики. Для ГЕННАДИЯ ЛЮБИНА, генерального директора компании «Газпром нефть шельф», ведущего разработку Приразломного месторождения, главный итог прошедших двух лет в том, что добыча нефти в Арктике может быть безопасной.

— В декабре 2013 года ООО «Газпром нефть шельф» начало разработку Приразломного месторождения с помощью морской ледостойкой стационарной платформы. Ваша оценка первых итогов проекта?

— Нам удалось приступить к добыче сырья в промышленных объемах. В октябре разгрузили в Роттердаме уже 13-й по счету танкер с российской арктической нефтью сорта ARCO. Проект вышел на стадию промышленной добычи еще в 2014 году, когда на Приразломном было добыто 300 тыс. тонн нефти. В текущем году планируется увеличить добычу более чем в два раза. По мере бурения новых скважин будет расти и добыча, которая после 2020 года достигнет уровня порядка 5 млн тонн. В целом на сегодняшний день разработка Приразломного месторождения позволила нам приобрести уникальный, не имеющий аналогов в России опыт освоения арктического шельфа. Действия по отгрузке нефти с платформы на танкеры были доведены до автоматизма, а наши челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» продемонстрировали свою надежность при работе в экстремальных условиях Арктики.

Мы не в теории, а на практике доказали, что добыча нефти в таком чувствительном к экологическим вопросам регионе, как Арктика, может быть безопасной. Наверное, даже этот момент, а не общее количество отгруженной нефти я могу назвать нашим главным достижением. С каждым годом добыча на Приразломном будет расти, но вопросы промышленной безопасности и сохранения окружающей среды всегда останутся для нас на первом месте.

Действительно, запасы нефти промышленной категории (С1) на Приразломном увеличились на 13,7 млн тонн. Эти данные утверждены Госкомиссией РФ по запасам в результате переоценки запасов месторождения после строительства первой эксплуатационной скважины. Таким образом, суммарный объем извлекаемых углеводородов Приразломного (по категориям С1 + С2) вырос более чем на 13%, до 82 млн тонн. Каждая новая скважина для нас это возможность получить дополнительные данные о геологическом строении месторождения, и мы активно пользуемся этими возможностями.

По состоянию на начало года накопленные инвестиции в проект составили порядка 126 млрд руб. В ближайшие годы на месторождении будет вестись планомерное наращивание объемов добычи нефти, а общий объем инвестиций мы собираемся сохранить на одном уровне — порядка 10 млрд руб. в год. Именно столько, к слову, составил общий объем инвестиций в разработку Приразломного в 2014 году.

— Влияние санкций ощутимо?

— Определенные сложности санкции создают, удлиняют сроки отдельных этапов проекта. Есть единичные случаи отказа от поставок некритичных видов оборудования и комплектующих, во всех случаях нам удается найти альтернативу. При необходимости мы имеем возможность планомерно переходить на аналоги отечественного или азиатского производства, точечно решая вопросы с поставкой ЗИП — не в последнюю очередь это происходит благодаря заблаговременно начатой до санкций программе импортозамещения. Аналогичная ситуация складывается в сфере нефтесервисных услуг: соответствующие работы для компании «Газпром нефть шельф» сегодня выполняют отечественные подрядчики, и мы полностью удовлетворены уровнем предоставляемых ими услуг.

— Какие работы запланированы на ближайшее время?

— Бурение всех скважин проходит в соответствии с графиком развития проекта. В 2014 году была пробурена добывающая скважина и начато бурение поглощающей. В текущем году мы пробурили и ввели в эксплуатацию вторую добывающую, а также нагнетальную скважины, чуть позже введем в строй поглощающую и еще одну добывающую. В общей сложности проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию 36 скважин, в том числе 19 добывающих, 16 нагнетательных и одной поглощающей. Все скважины на МЛСП «Приразломная» бурятся методом наклонно-направленного бурения, их протяженность составляет от 4 тыс. до 8 тыс. м.

— Какая команда занята в проекте «Приразломное»?

— На сегодняшний день команда проекта состоит из примерно 700 человек. Что касается непосредственно платформы, то на ней в вахтовом режиме ежедневно работает более 200 человек персонала со сменой вахт через каждые 30 дней.

— Как вы могли бы прокомментировать мнение ряда специалистов, которые высказывали опасения в отношении возможных подвижек грунта под «Приразломной»?

— Платформа надежно удерживается на дне моря за счет своего гравитационного веса, превышающего 500 тыс. тонн, и после установки фактически стала искусственным островом. Ее гравитационная устойчивость и защита от подмыва грунта обеспечиваются также щебне-каменной бермой (ее объем — свыше 45 тыс. куб. м), отсыпанной по периметру днища платформы. Надеюсь, эти цифры дают представление о том, что мы изначально закладывали в проект максимально возможную безопасность. Для контроля над геодинамическими процессами на платформе создана система мониторинга, которая позволяет вести регулярные наблюдения. На данный момент никаких геодинамических процессов не зафиксировано. Устойчивость платформы и состояние грунтов под ней опасений не вызывают.

— А как в случае разлива будут действовать механизмы ликвидации и возмещения возможного ущерба?

— С учетом конструктивных особенностей самой платформы и используемых систем возможность возникновения аварийных ситуаций крайне мала. Тем не менее вокруг платформы постоянно несут дежурство два судна, на которых установлено нефтесборное оборудование последнего поколения для работы в том числе в зимних условиях. Разработанный нами план ликвидации разливов нефти основывается на принципе ликвидации разлива в максимально сжатые сроки. Именно поэтому на несущих дежурство судах находится более 1,5 тыс. м бонов высотой 2 м для ограждения пятна нефти. Использование бонов, намотанных на катушку хранения, позволит быстро и легко провести их развертывание с учетом наличия ветра и течений. Кроме того, на берегу в районе Варандея размещено оборудование для ликвидации разливов нефти, которое позволяет защитить береговую линию.

— Каков объем льгот, действующих в отношении Приразломного?

— Разработка месторождения подпадает под такие льготы, как освобождение от транспортного налога и налога на имущество, расположенного на континентальном шельфе за пределами территории РФ . Кроме того, для Приразломного применяется так называемый шельфовый режим, предусмотренный для новых морских месторождений. Снижение налогового бремени позволяет рентабельно добывать нефть на шельфе и платить налоги. В частности, в 2014 году на «Приразломной» было получено 300 тыс. тонн нефти, а в бюджеты разных уровней заплачено 1 млрд руб. налогов. К 2022 году, когда добыча достигнет отметки около 5 млн тонн нефти в год, мы оцениваем поступления от проекта в бюджет в 40 млрд руб. ежегодно. В целом же за весь срок реализации проекта государство получит от него в виде налогов около 650 млрд руб. Существующий налоговый режим позволит нам окупить затраты на проект к 2020 году. Нужно понимать: специальный налоговый режим, установленный для шельфовых проектов,— это не столько поддержка отдельных компаний, сколько инвестиции в будущее: возможность наработать опыт и развить технологии, необходимые для дальнейшего развития шельфовых проектов в масштабах страны с максимальной эффективностью.

— Ваша оценка экономической эффективности разработки нефтегазовых ресурсов в Арктике?

— Освоением арктического шельфа наша страна занимается не один десяток лет: еще в 1970-1980-х годах было доказано, что почти 70% ресурсов всего шельфа бывшего СССР сосредоточены в арктических морях. Поэтому хоть и не люблю громких слов, но сегодня развитие Арктического региона можно с полным основанием назвать важнейшей стратегической задачей России. И лично мне очень приятно, что проект «Приразломное», который дал стране первую арктическую нефть, становится уникальным центром шельфовых компетенций. Уверен, накопленный нами кадровый потенциал, а также опыт проектного управления будут обязательно использованы при разработке арктического шельфа России в дальнейшем.

КоммерсантЪ


При использовании материалов ссылка на www.roninfo.ru обязательна
Разместить данный материал у себя: