Обоснование рациональных технических решений при подготовке проектной документации на разработку месторождений ТПИ в рамках действующей нормативно-правовой базы недропользования
20–22
марта 2018 г., Актовый зал Минприроды РФ
Приглашаем недропользователей, специалистов проектных организаций, инжиниринговых, консалтинговых компаний принять участие в семинаре ЦКР-ТПИ Роснедр
Подробнее...
11.02.15

Уникальная янтарная люстра найдена в запасниках Калининградского янтарного комбината

Роскошная янтарная красавица на 60 лет была забыта в запасниках Калининградского янтарного комбината, и только после прихода на предприятие нового руководства уникальный экспонат был обнаружен и отреставрирован. Теперь чудо-люстра украшает музей комбината, где увидеть ее может каждый желающий.

Люстра весом 22 кг была изготовлена коллективом художников предприятия в начале 50-х годов прошлого века. Тогда на комбинат поступил большой заказ из столицы на гарнитур, оформленный янтарем, для интерьера кабинета одного из руководителей страны. «До 1955 года, следуя принципам сталинского ампира, во всем стремились к монументальности - в архитектуре, искусстве и даже при изготовлении мебели, предметов интерьера, украшений. Но все это должно было быть красиво, богато декорировано, увенчано изящными элементами», - рассказывает смотритель музея Галина Спивак.

Но пока шла работа, исторические реалии менялись: сначала было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, в соответствии с которым в архитектуре и искусстве стал главенствовать типовой функциональный стиль, затем сменилось высшее руководство страны. К тому моменту из всего гарнитура мастера успели сделать лишь люстру и ряд интерьерных изделий: часы, шкатулки, несколько панно из янтаря, декоративные сувениры. Из них до наших дней сохранились лишь ваза «Изобилие», детально проработанная янтарная модель атомного ледокола «Ленин» и часы «Эпоха». Эти изделия в 1979 году были переданы только открывшемуся областному музею янтаря. А люстра затерялась в запасниках на десятилетия. Ситуация изменилась лишь после того, как комбинат был передан в ведение госкорпорации Ростех и туда пришло новое руководство: предприятие обрело, наконец, настоящего хозяина.

«Сразу после моего назначения мы провели полный аудит Янтарного комбината. В рамках этой работы были проверены и разобраны все склады и так называемые запасники. И когда извлекли и показали мне почти утраченное произведение искусства, испытал настоящий шок. Я тут же поручил найти лучших специалистов в области восстановления художественных изделий из янтаря и отреставрировать люстру», - поясняет генеральный директор Калининградского янтарного комбината Михаил Зацепин.

Мастеров нашли на янтарно-краснодеревной мануфактуре «Емельянов и сыновья». В течение 5 месяцев лучшие художники и янтарщики работали над восстановлением шедевра изобразительного искусства.

«К нам люстра поступила в достаточно плачевном состоянии, - рассказывает директор по производству мануфактуры Кирилл Емельянов. – Половина камня на ней отсутствовала, остальные были сильно повреждены - янтарь просто рассыпался в руках».

Это было вызвано неправильным хранением, так как янтарь очень восприимчив к условиям окружающей среды. Люстру пришлось полностью разобрать. Проволочные нити и корпус очищали от ржавчины и инородных включений, затем металлическую основу покрывали медью. Тот янтарь, что еще не успел сильно пострадать, обработали специальным защитным составом, предохраняющим от воздействия солнечного света, перепада температур, влажности. Недостающие элементы пришлось делать заново. Было потрачено в общей сложности более 6 кг поделочного камня 23-й и 32-й фракций. Пришлось заново восстанавливать навыки уникальной огранки старых мастеров, которые были утрачены.

«Благодаря усилиям мастеров-янтарщиков во всей красе перед нами предстал уникальный образец камнерезного искусства, выполненный в духе сталинского ампира, сочетающего в себе элементы барокко, позднего классицизма и ар-деко с их богатым декором, величественностью и монументальностью. Холодный свет люминесцентных ламп, проходя сквозь каскады янтарных подвесок, «оживает», приобретая нежный медовый оттенок, и переливается солнечными бликами, создавая неповторимый эффект», - отмечает Галина Спивак. Почувствовать теплый и по-настоящему солнечный свет от этой роскошной люстры теперь может любой посетитель музея Янтарного комбината.


Разместить данный материал у себя: