Обоснование рациональных технических решений при подготовке проектной документации на разработку месторождений ТПИ в рамках действующей нормативно-правовой базы недропользования
20–22
марта 2018 г., Актовый зал Минприроды РФ
Приглашаем недропользователей, специалистов проектных организаций, инжиниринговых, консалтинговых компаний принять участие в семинаре ЦКР-ТПИ Роснедр
Подробнее...
14.12.15

ИПЕМ: тарифная система на железной дороге не соответствует структуре грузоперевозок

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), из-за изменения структуры перевозок и грузооборота возможности перекрестного субсидирования между классами грузов снизились в 2014 году на 86 млрд рублей, что составляет 10% от реального дохода ОАО «РЖД» в прошлом году. При этом преимущественно только 2 вида грузов – черные металлы, нефть и нефтепродукты – приносят компании прибыль и составляют при этом всего 25% грузооборота. По мнению ИПЕМ, для повышения конкурентоспособности железной дороги необходимы новые тарифные условия, позволяющие бороться за высокодоходные грузы, для которых железнодорожная перевозка является не единственным видом транспорта.

 ИПЕМ завершает анкетирование и сбор предложений грузовладельцев касательно изменений в Прейскурант для грузовых железнодорожных перевозок. Собранные мнения сейчас находятся в стадии обработки, результаты будут представлены в ближайшее время.

 Но уже можно сказать, что одно из пожеланий грузоотправителей – это учет экономических последствий при формировании подходов по ценообразованию на перевозку различных видов грузов. Такие подходы действительно необходимы: структура грузооборота за прошедшие 11 лет с момента вступления в силу Прейскуранта 10-01 существенно изменилась, а именно сократилась доля высокодоходных грузов. По оценкам ИПЕМ, потенциальный доход ОАО «РЖД» в 2014 году в случае сохранения структуры грузооборота на уровне 2003 года мог составить 916,1 млрд рублей, что на 86,1 млрд рублей (10%) превышает реальной доход в прошедшем году. Таким образом, возможности по перекрестному субсидированию по направлениям перевозок и классам грузов снизились. Это показывает необходимость изменений тарифной системы для сохранения грузов с учетом их платежеспособности и стимулирования межтранспортной конкуренции.

 При этом появление частных перевозчиков только усугубит ситуацию с доходами ОАО «РЖД» и возможностями поддержки перевозок социально-значимых грузов и грузов с высокой долей транспортной составляющей. Так, по расчетам ИПЕМ, если на первой стадии частные перевозчики заберут 20% наиболее привлекательных грузов (9-10% грузооборота), то ОАО «РЖД» потеряет не менее 80 млрд рублей, используемых в настоящее время для перекрестного субсидирования.

  Низкодоходные грузы не в состоянии покрыть затраты ОАО «РЖД» на их перевозку. Преимущественно, только 2 вида грузов – черные металлы, нефть и нефтепродукты – приносят компании прибыль и составляют при этом всего 25% грузооборота. В результате, стремление к компенсации убытков за счет повышения доходов от прибыльных грузов приводит буквально к выталкиванию грузовладельцев на автотранспорт.

 Таким образом, проблема модернизации тарифной системы на железнодорожном транспорте давно назрела. Новые тарифные условия должны соответствовать современным реалиям отрасли, способствовать оптимизации транспортной нагрузки на пользователей и повышению конкурентоспособности железной дороги в борьбе за грузы, для которых железнодорожная перевозка не является единственным видом транспорта.

 Владимир Савчук,

Заместитель генерального директора ИПЕМ,

на основе выступления на конференции

«Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» (презентация)

 

###

Об Институте
Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольных секторов российской экономики (электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный и трубопроводный транспорт) и взаимосвязанных с ними отраслей промышленности (транспортное и энергетическое машиностроение, угольная отрасль и другие). Институт активно участвует в процессах формирования промышленной политики России, определения инструментов её реализации в отраслевом и региональном аспектах. Дополнительную информацию об Институте можно найти на сайте www.ipem.ru


Разместить данный материал у себя: